Навигационный рынок России: в основе дальнейшего развития рынка – объединение на основе глобального навигационного пространства. В основе дальнейшего развития навигационного рынка лежит объединение всех мировых навигационных систем, развитие телематических транспортных систем как цифровой трансформации автомобиля, консолидация систем ЭРА-ГЛОНАСС и Платон, развитие коммерческих сервисов на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Об этом было заявлено на
Глобальное навигационное пространство
С каждым годом во всем мире растёт количество приложений и областей применения навигационных спутниковых сервисов. Рынок сервисов на основе навигационной информации уже через несколько лет будет оцениваться в десятки миллиардов долларов. Например, согласно отчету Европейского Агентства Глобальных Навигационных Спутниковых Систем (European GNSS Agency), выпущенному в мае 2017 года, количество устройств с функцией навигации во всем мире к концу 2017 достигнет 5,8 млрд. Почти 400 млн устройств из них будет установлено в автомобили. Благодаря развитию систем транспортной телематики и автономного вождения, а также обязательной установке систем экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС, e-call) в ряде стран, количество устройств с функцией навигации в автомобилях ближайшие 5 лет будет ежегодно расти в среднем на 11,4%. Только в России ежегодно продается более 1,5 млн автомобилей ежегодно, на каждый из которых с 1 января 2017 года должно быть установлено устройство системы ЭРА-ГЛОНАСС. В целом количество устройств в 2025 году превысит 9 млрд. Рынок сервисов с использованием навигационной информации ближайшие несколько лет будет расти еще быстрее, со среднегодовой скоростью 20% и более в зависимости от сегмента. Объем рынка сервисов на основе геолокации (LBS) в мире к 2022 году вырастет до $61,8 млрд. Это отмечается в отчете Allied Market Research. Среднегодовой темп прироста рынка по их оценке – 26,6%. Драйвер рынка – увеличивающееся число мобильных компьютеризированных устройств, а рыночный тренд – растущая популярность среди предприятий мобильной рекламы на базе близкого присутствия клиента (данные с сайта
Российские эксперты на XI Международном Навигационном форуме заявили, что самыми перспективными рынками для навигации сейчас являются транспортная отрасль, сельское хозяйство, indoor-навигация и беспилотные навигационные системы. Такие инфраструктурные проекты, как ЭРА-ГЛОНАСС, Платон и их консолидация, развитие единого навигационного пространства и технологий (V2X, LTE, LBS, ADAS), а также новые бизнес-модели (PAYD, PHYD, sharing economy, on-demand) и потребительские онлайн сервисы на основе позиционирования способствуют активному развитию рынка спутниковой навигации, которая является неотъемлемой частью цифровой экономики России.
Сопутствовать значительному росту рынка в России будет коммерциализация навигационных данных. На базе ЭРА-ГЛОНАСС планируют создать отечественную сервисную информационно-телематическую платформу, что позволит создавать и развивать коммерческие навигационные сервисы. Среди этих услуг – оформление ДТП по европротоколу, помощь на дороге, эвакуация, охранные сервисы и многие другие.
Однако эксперты отмечают ряд проблем, таких, как отставание от нормативной базы и стандартизации процессов сбора, обработки и предоставления данных, полученных от навигационно-информационных систем, отсутствие финансирования навигационных проектов со стороны институтов развития. Эти факторы тормозят развитие рынка и снижают конкурентоспособность российских компаний в условиях усиления GNSS 4+ конкуренции в навигационном приемнике с развитием собственных спутниковых навигационных систем в таких странах как Индия, Китай и Япония. В настоящий момент ведутся переговоры о разработке и дальнейшем производстве совместного чипа. Так, ВЭБ,
«Поддержка и привлечение инвестиций в технологии опережающего развития – один из приоритетов стратеги ВЭБ 2.0. В фокусе нашего приоритетного внимания – те отрасли, в которых Россия может быть мировым лидером. В рамках проекта с НП «ГЛОНАСС» мы планируем осуществлять экспертизу, а также инвестиционное консультирование партнера по вопросам структурирования сделок с акционерным и долговым капиталом», – отмечает Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка.
«Создание подобных международных консорциумов, целенаправленное использование институтов развития Российской Федерации для финансирования создания нового поколения навигационных чипсетов с поддержкой системы ГЛОНАСС и конечных решений на их основе, и, как результат, создание специализированного технопарка по навигационной тематике для концентрации научного и технического потенциала, а также подготовки кадров и развития научных школ крайне важно в настоящее время. Это обеспечит развитие отечественных компаний, способных продвигать технологии ГЛОНАСС на мировом рынке в конкурентной среде», – комментирует Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС».
Развитие проекта предусматривает реализацию не только в России, но и за рубежом, в т.ч. в КНР, выразившей заинтересованность в проекте. Участницей соглашения стала Китайская серверная промышленная корпорация Norinco Group (China North Industries Corporation, 中國北方工業公司) в лице 100% дочерней компании «Северный электронный институт» (NORTH ELECTRONICS RESEARCH INSTITUTE Co), которая является ответственной за разработку и коммерциализацию наземной инфраструктуры китайской спутниковой навигационной системы Beidou.
Без активной поддержки государства и институтов развития невозможно обеспечить конкурентоспособность российских компаний. Одним из вариантов усиления российских позиций может стать создание специализированного инвестиционного фонда для реализации навигационных проектов.
Телематические транспортные системы как цифровая трансформация автомобиля
В современном мире автомобиль для человека – незаменимое средство активного передвижения, поэтому с каждым днем перечень услуг и сервисов для водителей и пассажиров расширяется, появляются новые модели использования транспортных средств.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов на ХI Навигационном форуме отметил, что для успешного развития автомобильной промышленности, повышения эффективности работы транспортного комплекса и, в целом, качества жизни населения России, в ближайшей перспективе необходимо совершенствовать традиционные формы и методы управления транспортным комплексом, найти новые «точки роста». «Такой точкой может стать внедрение в транспортной отрасли страны телематических решений, направленных на более эффективную эксплуатацию автомобилей и в целом городской инфраструктуры», – сказал он.
Сейчас по ряду текущих государственных инициатив планируется разработка телематических транспортных систем, которые сформируют единую экосистему в транспортной отрасли. «Мы считаем, что в будущем именно создание экосистемы, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между транспортными средствами и объектами телематической инфраструктуры, позволит внести значительный вклад в развитие умных страховых продуктов и инновационных потребительских сервисов в России. Основа внедрения интеллектуальных технологий – навигация. Поэтому важно консолидировать усилия для ускорения развития отрасли. Это, в свою очередь, повысит мобильность, снизит стоимость владения транспортным средством, а также обеспечит снятие и сглаживание законодательных и иных барьеров для развития рынка моторных видов страхования, будет способствовать появлению новых услуг и инновационных бизнес-моделей, расширению функционала существующих услуг, эффективности перевозок пассажиров, товаров, и самое важное – безопасности и экономичности транспортной сферы», – комментирует Александр Гурко, президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».
Для увеличения объемов производства продукции транспортной телематики в России и стимулирования спроса на телематические технологии предполагается активности участников рынка в международных организациях и объединениях. Таким образом будет обеспечена совместимость и гармонизация с международными регламентами и стандартами.
В рамках деятельности совместного российско-китайского Комитета Проектов в области спутниковой навигации, Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» ведёт проект по навигационно-информационному обеспечению трансграничных переходов на границах РФ и КНР. В проект вовлечены государственные уполномоченные органы с российской и китайской стороны, а также коммерческие компании, планирующие реализацию пилотной зоны проекта. «Запуск пилотной зоны проекта в Дальневосточном регионе Российской Федерации поможет не только развитию инфраструктуры отдельного региона, но и, впоследствии, может перерасти в крупный структурный проект, способствующий реализации транспортного потенциала страны», – комментирует Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».
ЭРА-ГЛОНАСС – результаты работы и перспективы развития
Примером успешной реализации навигационного проекта в России стала ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Инфраструктура системы развернута на всей территории Российской Федерации и находится в промышленной эксплуатации. За 8 лет усилиями российских компаний удалось реализовать системообразующий проект российского навигационного рынка, который ложится в основу дальнейшего развития инновационных сервисов и технологий. Российская сервисная информационно-навигационная система – это сетевая инфраструктура, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между элементами экосистемы телематических транспортных средств.
Обеспечено бесперебойное функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС. С 1 января 2016 года по сегодняшний день (на 5 июня 2017) системой принято и обработано более 226 тысяч вызовов. Из них экстренных вызовов при реальных ДТП – 1350, причем 485 вызовов – в автоматическом режиме при серьезных повреждениях автомобилей.
Период «освоения» системы фактически закончился и для изготовителей автомобильных устройств, и для автопроизводителей, и для пользователей. Поэтому количество тестовых вызовов уменьшается, а процентное соотношение реальных экстренных вызовов к общему числу поступивших растет.
По состоянию на начало июня 2017 года в системе ЭРА-ГЛОНАСС зарегистрировано более 542 тысяч транспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб.
В 2017 году начинается активное развитие коммерческих сервисов информационных сервисов, которые будут оказываться с использованием инфраструктуры системы ЭРА-ГЛОНАСС. В число этих сервисов входят: Помощь на дороге, Эвакуация при ДТП/Поломке, Аварийный комиссар, Охранные сервисы, Юридическая помощь, Удаленная диагностика, Мониторинг транспорта, Контроль топлива и другие.
«Создание совместных продуктов и сервисов на базе системы ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает взаимодействие с разработчиками программного обеспечения, производителями оборудования и провайдерами услуг. В рамках взаимодействия с этой группой партнеров мы нацелены на создание новых совместных сервисов и услуг, которые в дальнейшем могут быть предложены потребителям. Второе направление заключается в совместном с партнерами продвижении продуктов и сервисов АО «ГЛОНАСС». Это позволит нашим партнерам увеличить свою клиентскую базу. Сегодня мы уже можем говорить о реальной «экосистеме», возникшей вокруг системы ЭРА-ГЛОНАСС и АО «ГЛОНАСС». «Экосистема» партнеров, продуктов и услуг будет дальше только расширяться», – сказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.
По словам генерального директора СпейсТим Алексея Смятских, проект ЭРА-ГЛОНАСС становится основным драйвером активного развития рынка транспортной телематики и спутниковой навигации. «Сотни тысяч новых автомобилей, сходящих с конвейеров автозаводов с предустановленным оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, открывают новые возможности для сервис-провайдеров различных услуг на базе навигации и способствуют эффективному развитию экосистемы телематических сервисов, применение которых выгодно снижает стоимость владения автомобилем», – говорит А. Смятских.
Участники XI Навигационного форума так же отметили, что дальнейшему развитию телематических сервисов во всех сегментах автомобильного рынка будет способствовать консолидация и развитие государственных систем Платон и ЭРА-ГЛОНАСС. Эксперты отмечают, что для оказания услуги потребителю должна быть проведена интеграция программных решений, сформированы и утверждены порядок и алгоритмы общения операторов и потребителей услуг. Сотрудничество по созданию сервисов является взаимовыгодным и позволит повысить лояльность клиентов к автомобильным брендам и услугам.
Автор обозрения – Хадонова Светлана, директор по маркетингу СпейсТим.
Экспертное обозрение подготовлено по мнениям ведущих экспертов навигационной отрасли России и по материалам Навигационного форума 2017 и выставки «Навитех-2017». Международный Навигационный форум представляет собой центральное событие года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий. Основной задачей форума является информирование российской и зарубежной аудитории о рыночных и технологических трендах развития российского и международного навигационного рынка и их анализ, включая эффективность применения и развитие технологий в различных отраслях экономики, направление государственной политики по использованию ГЛОНАСС, а также возможности для международного сотрудничества и кооперации в сфере навигационной деятельности.
Параллельно с Навигационным форумом прошла 9-я Международная выставка «Навитех-2017», которая является уникальным специализированным проектом, где свои новинки представили мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологийи картографии.
Выставка «Навитех» – единственная специализированная выставка навигационных технологий в России. Экспозиция выставки «Навитех-2017» объединяет ведущих российских и зарубежных разработчиков и производителей навигационного оборудования, услуг и программного обеспечения, включая картографические приложения.
По словам организаторов, Навигационный форум и выставка «Навитех» уже много лет являются ключевыми событиями отрасли и помогают представителям государства и бизнеса узнавать о новых тенденциях и технологиях на рынке спутниковой навигации.
Подробная информация на сайтах:
www.glonass-forum.ru и www.navitech-expo.ru
Оператор Международного Навигационного форума – компания «ПрофКонференции». Компания 15 лет создает и успешно проводит деловые мероприятия международного уровня, оказывает конгресс-услуги и организовывает мастер-классы мировых экспертов и гуру. В портфеле компании – крупнейшие события в области высоких технологий и инновационного развития, среди которых Международный Навигационный форум, форум «Микроэлектроника», конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС», конференция «Умное страхование» и другие события.
Организатор форума: Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»
Организатор выставки и спонсор форума: ЦВК «Экспоцентр»
Выставка прошла под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ
Форум проходит при поддержке Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС»
Стратегический партнер форума: Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)
Федеральный партнер форума: АО «ГЛОНАСС»
Официальный партнер форума: ФГУП «Космическая связь»
Экспертный партнер форума: Навигационный холдинг СпейсТим (SpaceTeam®)
Партнеры:
- АО «НИИМА «Прогресс»
- Topcon Positioning Systems (TPS)
- Huawei Technologies
- Навиадрес