Эксперты СпейсТим про Умный аэропорт: Интернет вещей на взлете

Аэропорты сейчас применяют не просто IoT и технологии транспортной телематики для мониторинга транспорта и спецтехники, а решают с помощью Интернета вещей несколько задач Аэропорты сейчас применяют не просто IoT и технологии транспортной телематики для мониторинга транспорта и спецтехники, а решают с помощью Интернета вещей несколько задач

Согласно данным компании SITA, аэропорты по всему миру по итогам 2015 года вложили в информационные технологии почти $8,7 млрд. Это почти 6,25% от прогнозируемой выручки аэропортов в 2015 году. Опрошенные SITA и Международным советом аэропортов (ACI) ИТ-специалисты из 223 воздушных гавань мира, сообщили, что размер инвестиций в ИТ в 2016 году может вырасти на 64%. Воздушные гавани намерены инвестировать в Интернет вещей, автоматизацию и биометрические технологии.

Интернет вещей сделает аэропорты умными

Большинство опрошенных SITA респондентов – операторов аэропортов, сообщили, что будут стремиться развивать концепцию умных аэропортов в перспективе ближайших трех лет. Для этого они намерены использовать датчики, связывающие людей и физические объекты, и возможности баз данных.

Мэтью Серфонтейн (Matthys Serfontein), вице-президент SITA по решениям для аэропортов, тогда отмечал, что аэропорты все чаще внедряют технологии радиомаяков (beacons) для навигации и системы самообслуживания.

«Уже очень скоро может стать обыденным явлением получение данных о прогнозируемом времени ожидания в очередях на пунктах контроля или о длительности пешей прогулки до выхода на посадку. Будущее аэропортов, безусловно, за Интернетом вещей, преимуществами которого хотят пользоваться все большее количество пассажиров, путешествующих с мобильными устройствами», – рассказал Серфонтейн.

К 2018 году 80% аэропортов будут использовать радиомаяки для предоставления услуг навигации и 74% – для информирования пассажиров. Так, 91% аэропортов планируют разработать мобильные приложения для навигации по терминалам и 83% – приложения для онлайн-информирования пассажиров в день вылета, например, о дорожной обстановке или об очередях в терминале. Кроме того, в 2014 году киоски для самостоятельной регистрации располагались в 75% аэропортов, а сейчас – повсеместно. 42% аэропортов уже сегодня внедрили киоски для самостоятельной печати багажных бирок.

К 2018 году 16% авиаперевозчиков планируют реализацию обширных программ в сфере Интернета вещей, и еще 41% собирается заняться исследованиями и разработками в этом направлении. Это следует из опубликованного SITA в июне 2015 года «Обзора тенденций внедрения ИТ-технологий в авиакомпаниях». Большинство авиакомпаний (86%) ожидают, что в ближайшие три года Интернет вещей создаст очевидные преимущества для авиаиндустрии. Более трети авиакомпаний (37%) уже имеют бюджеты на разработку решений для Интернета вещей. Основные усилия планируется сконцентрировать на совершенствовании процедур регистрации на рейс, сдачи и получения багажа.

Интернет вещей для пассажиров, персонала и техники

Все большее количество элементов физической инфраструктуры аэропортов имеет выход в Интернет. Это – здания, тележки, буксиры, различное оборудование, зарегистрированный багаж путешественников: иными словами, все то, что может менять свой статус. Частью Интернета вещей могут стать также сотрудники аэропортов, обслуживающих организаций и пассажиры. Как поясняют в SITA, это стало возможным благодаря тому, что 83% пассажиров путешествуют со смартфонами и до вылета постоянно используют Интернет.

Радиомаяки

Согласно опросам SITA, к 2018 году 57% авиакомпаний уже будут использовать радиомаяки для обеспечения работы навигационных приложений, помогающих пассажирам легко ориентироваться в незнакомом аэропорту. 

Радиомаяки позволяют людям, находящихся в больших зданиях, легко ориентироваться в пространстве. Спутниковая навигация в зданиях не всегда точна ввиду затруднительного приема, к тому же не может показать конкретных объектов (стойки регистрации, фуд-зоны и т.д.). Для организации системы навигации с помощью маячков, как правило, используется Bluetooth. Каждый такой подключенный датчик устанавливается в определенном месте. В основном расстояние от одного радиомаяка до другого не превышает 25 метров. Пользователь скачивает специальное приложение для этого здания на свой смартфон или планшет. Приложение синхронизируется с датчиками, то есть соотносит положение человека с ближайшим к нему радиомаяком. В результате на экране мобильного устройства пользователь видит, где он находится. 

Только 9% авиакомпаний используют или тестируют радиомаяки, но уже к 2018 году их доля может вырасти до 44%, прогнозирует SITA. По мнению экспертов организации, радиомаяки станут первыми устройствами, которые будут широко применяться в рамках IoT-концепции аэропортов. В SITA отмечают, что наибольшее применение эти устройства получат в сфере предоставления багажных услуг. Планируется, что маячки будут задействованы на стойках регистрации, сдачи багажа и в зоне багажной карусели.

Геопространственная информация

Исследование SITA, проведенное в 2015 году, показало, что благодаря радиомаякам, сигналам сотовой связи и т.д. аэропорты планируют развивать использование геопространственной информации. Это необходимо для управления багажом, своевременного оповещения пассажиров об изменении номеров выходов к самолету и иных оповещений. Для этого достаточно мобильного приложения, которое будет анализировать местонахождение пассажира по радиомаякам. Так, в 2015 году порядка 60% авиакомпаний имели собственные приложения для смартфонов, которые оповещали пассажиров о текущих статусах рейсов. К 2018 году доля перевозчиков, предлагающих мобильные приложения, превысит 96%. 

Хадонова Светлана Викторовна - директор по маркетингу СпейсТим, эксперт навигационной отрасли, в том числе по гражданскому применению ГЛОНАСС

Аэропорты сейчас применяют не просто IoT и технологии транспортной телематики для мониторинга транспорта и спецтехники, а решают с помощью Интернета вещей несколько задач, поясняет Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим.

Система дистанционного мониторинга и управления инженерной инфраструктурой аэропорта обеспечивает круглосуточный онлайн мониторинг и контроль параметров работы инженерных систем аэропорта (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, вентиляция и т.д.). С ее помощью можно определить места аварий с высокой точностью на цифровой карте диспетчера, оперативно управлять в режиме ЧС и ЧП.

Мониторинг багажных тележек с помощью беспроводных меток обеспечивает непрерывный автоматизированный онлайн мониторинг нахождения тележек в аэропорту и вне аэропорта, равномерное распределение тележек по необходимым зонам выгрузки/ погрузки багажа с целью сокращения очередей и освобождения мест прохода.

Система мониторинга исполнителей в аэропорту автоматизирует процесс контроля выполнения задач, поставленных исполнителям, с помощью специальных носимых устройств с ГЛОНАСС отображает в системе мониторинга задачи и статус выполнения задач каждым исполнителем.

Система навигации вне и внутри помещений на основе беспроводных меток, технологий LBS и INDOOR обеспечивает навигацию пассажиров и посетителей аэропорта с помощью удобного мобильного приложения, с виртуальной картой аэропорта с полезными ссылками, позволяет оказывать услуги, основанные на местоположении и т.д.   

Российский опыт

Программы по оснащению аэропортов телематическим оборудованием и датчиками Интернета вещей реализуются и в России. В основном они направлены для отслеживания местонахождения транспорта.

Системы мониторинга транспорта интегрируются с другими системами аэропортов 

С 2013 года во аэропорту Внуково, чья пропускная способность составляет 8 млн пассажиров в год, применяются технологии автоматизированного спутникового мониторинга транспорта на основе ГЛОНАСС. Для этого во Внуково внедрена система контроля и мониторинга перемещения воздушных судов и обслуживающей спецтехники на перроне. Технологии мониторинга спецтехники на основе ГЛОНАСС позволяют существенно сократить время наземного обслуживания воздушных судов и минимизировать риск возникновения внештатных ситуаций. 

«Как правило, предпосылки применения таких технологий заключаются в необходимости сокращения операционных расходов аэропортов, обеспечения безопасности транспортного комплекса 24x7, оптимизации использования транспорта. Вопросы оптимизации стоят особенно остро в аэропортах, чья пропускная способность составляет несколько миллионов пассажиров в год», – отмечает Хадонова Светлана. – «Кроме того, в федеральном законодательстве закреплена обязанность юридических лиц и обязательные лицензионные требования по оснащению транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»

СпейсТим совместно с Внуково в рамках проекта выполнили интеграцию системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС с ключевыми системами управления аэропортом: INFORM GroundStar (планирование и оперативное управление суточным планом полетов и наземным обслуживанием воздушных судов), подсистемой оценки времени посадки самолетов и их положения на перроне и геоинформационной системой (ГИС).

Схема работы и состав системы мониторинга и контроля перемещения воздушных судов во Внуково с ГЛОНАСС - СпейсТим

В комплекс SmartRamp поступает информация из базы данных аэропорта AODB GroundStar (суточный план полетов, данные о расчетном, фактическом времени посадки самолетов), системы RMS GroundStar (планирование и управление наземным обслуживанием рейсов), подсистемы оценки времени посадки и положения воздушных судов на перроне VKOAir и геоинформационной системы. На основании полученных данных SmartRamp позволяет проводить оперативную оценку обстановки на перроне и минимизировать возникновение нештатных ситуаций. 

«С помощью специального программного обеспечения диспетчер видит на карте борт самолета, как только он достигает уровня 70 метров от/до земли, в режиме реального времени получает информацию о состоянии самолета, отслеживает спецтранспорт, обслуживающий каждый борт – трап, пассажирские шаттлы, грузовой транспорт и прочее», – комментирует Хадонова Светлана.

Аэропорты автоматизируют процессы управления критически важными системами

Другим направлением использования умных решений в авиационной сфере является автоматизация процессов управления критически важными системами аэропортов. Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос», приводит в пример ситуационный центр. Этот объект позволяет осуществлять оперативное управление всеми службами аэропорта: собирает информацию с огромного числа источников, аккумулируя ее в «едином окне».

«В 2015 году был модернизирован оперативный центр аэропорта «Толмачево», в результате в единую точку стекаются данные обо всех происходящих на территории транспортного узла инцидентах и параметрах работы технологических систем. Такой автоматизированный режим работы позволяет повысить безопасность и отказоустойчивость систем и сервисов аэропорта. Компания дополнительно к этим проектам интегрировала в единый комплекс систему контроля и управления доступом, систему оповещения, охранную сигнализации и т.д. на территории «Толмачево», – рассказал Дмитрий Трофимов.

В Домодедово используют биометрические системы и видеоаналитику

В Домодедово уже используют биометрические данные при проходе сотрудников в контролируемую зону аэропорта. Эта система выступает как дополнительная защита, т.е., например, к месту стоянки воздушных судов может пройти только сотрудник, обладающий соответствующим уровнем доступа, сообщили Iot.ru в пресс-службе аэропорта. 

«В стадии проектирования находится проект по использованию биометрических данных при идентификации пассажира на пути до борта самолета. В перспективе пассажир должен будет использовать паспорт только при получении посадочного талона у агента регистрации или киоске самообслуживания. На остальных контрольных точках будет действовать система распознавания лиц», – отметили в пресс-службе «Домодедово». 

Аэропорты в ближайшие два-три года обратят внимание на создание единой комплексной системы мониторинга и управления аэропортом, прогнозирует Светлана Хадонова. По словам эксперта, все активы будут доступны в одном ГИС сервисе. 

«Применение новейших технологий 2D/3D indoor & outdoor карт, геокодирование, удобная и наглядная оцифровка объектов также обеспечит большую степень комфорта для пассажиров и персонала. Стоит также ожидать реализации проектов дополнительных геоинформационных сервисов: Utilities management, Luggage management, Personnel management, Indoor Navigation, Location Based Services (LBS) and Location Based Advertising (LBA)», – полагает она.

Автор обзора Виталий Моссев. Источник Новости IoT

Подробнее о системе мониторинга и контроля воздушных судов на перроне в аэропорту Внуково на базе ГЛОНАСС

Инновационное объединение технологий трансформировало Внуково в единый четко работающий механизм, позволив максимально оперативно и качественно решать задачи аэропорта: контроль и мониторинг выполнения задач обслуживания воздушных судов; предотвращение инцидентов и оперативный мониторинг перемещений воздушных судов и спецтехники на перроне; разбор инцидентов, доступ к истории движения транспортных средств и мн. др.

Назначение системы SmartRamp® 
Функционал SmartRamp® 
Аппаратно-программный комплекс 

Опыт внедрения 
Эффективность внедрения 
Схема работы SmartRamp® 
Бизнес-плагин для авиа AeroCom®Заказать расчет системыКак купить систему 

«Транспортные средства и спецтехника, работающие на перроне, контролируются с помощью технологий ГЛОНАСС, что, в конечном итоге, обеспечивает не только 100% соблюдение правил, норм и стандартов безопасности, но и существенно сокращает время наземного обслуживания воздушных судов», – отмечает ИТ Директор ОАО «Международный аэропорт «Внуково» Алексей Гуревич.

Новости по теме

Во Внуково начали использовать технологии ГЛОНАСС
Во Внуково начали использовать технологии ГЛОНАСС
Опытом реализации навигационно-информационной системы SmartRamp для мониторинга и управления воздушным и спецтранспортом, созданной совместно со специалистами аэропорта Внуково, поделились представители SpaceTeam® в ходе международного форума по спутниковой навигации в Москве. Подробнее
Впервые в России: ГЛОНАСС внедрили в систему управления Внуково
Впервые в России: ГЛОНАСС внедрили в систему управления Внуково
Интеграция технологий позволила оперативно и качественно решать задачи аэропорта: контроль выполнения задач обслуживания воздушных судов, предотвращение нештатных ситуаций, мониторинг перемещений самолетов и спецтехники на перроне и др. Подробнее
Рынок облачных сервисов в РФ вырастет к 2016 году на 169 %, до $1,7 млрд
Рынок облачных сервисов в РФ вырастет к 2016 году на 169 %, до $1,7 млрд
В настоящее время лидеры по темпу роста на облачном рынке для малого и среднего бизнеса – решения для коммуникаций и совместной работы, включающие корпоративную электронную почту и виртуальные автоматические телефонные станции (АТС). Подробнее
СпейсТим и Внуково продолжают развивать систему SmartRamp
СпейсТим и Внуково продолжают развивать систему SmartRamp
С 15 марта 2014 года только оснащенная оборудованием ГЛОНАСС и подключенная к ПО ST CrossPoint® специальная техника может выезжать на перрон аэропорта Внуково. Подробнее
Интернет вещей. Теория и практика. Комментарии директора по маркетингу СпейсТим С.Хадоновой
Интернет вещей. Теория и практика. Комментарии директора по маркетингу СпейсТим С.Хадоновой
Вопросам использования и применения разработок и решений в области <b>Интернета вещей</b>, различным вертикальным направлениям, рассматриваемым в контексте<b> IoT</b>, был посвящен первый форум Connected Russia. По словам Светланы Хадоновой, директора по маркетингу СпейсТим, рынок Интернета вещей развивается в России в том числе благодаря телематике, системам управления транспортом (Fleet Management) и «умному» страхованию. Подробнее
Навигационный форум 2016. Экспертное обозрение: новые горизонты навигации
Навигационный форум 2016. Экспертное обозрение: новые горизонты навигации
Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» прогнозирует активное развитие беспилотных навигационных систем. По его словам, основное направление деятельности НП на ближайшие годы – развитие навигационных технологий, прежде всего, в сфере беспилотного транспорта, системы управления трафиком и контроля беспилотными навигационными системами. Подробнее
Перезвоните мне

Согласие на обработку персональных данных

посетителя сайтов www.space-team.com, www.st-hld.ru на обработку персональных данных

Настоящим свободно, своей волей и в своем интересе, в соответствиями с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие обществу с ограниченной ответственностью «СТ Технолоджи» (ООО «СТ Технолоджи»), которое находится по адресу: 143405, Московская область, г. Красногорск, Ильинское шоссе, д. 1А, пом. 38/2, комн. 01, а также по адресу обособленного подразделения: 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп. 13 (далее – Оператор), на автоматизированную и неавтоматизированную обработку моих персональных данных, в том числе с использованием интернет-сервисов по выбору Оператора, в соответствии со следующим перечнем:

— фамилия, имя, отчество и условия заказа услуг Оператора, в случае его оформления для себя лично, либо для представляемой мною организации;

— источник захода на сайты www.space-team.com, www.st-hld.ru (далее – Сайты Оператора) и информация поискового или рекламного запроса;

— информация, внесенная на сайты Оператора посредством заполнения соответствующих полей и экранных форм на сайтах Оператора;

— данные о пользовательском устройстве (среди которых разрешение, версия и другие атрибуты, характеризующие пользовательское устройство);

— пользовательские клики, просмотры страниц, информация о просмотрах баннеров, текстовых, фото и видеоматериалов, размещенных на сайтах Оператора;

— данные, характеризующие рекламные идентификаторы пользователя (аудиторные сегменты);

— параметры пользовательской сессии;

— данные о времени посещения;

— идентификатор пользователя, хранимый в cookie,

для целей повышения осведомленности посетителей Сайтов Оператора о продуктах и услугах Оператора, предоставления релевантной рекламной информации и оптимизации рекламы.

Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на Сайты Оператора www.space-team.com, www.st-hld.ru и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Согласие с политикой конфиденциальности

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Мы используем средства “Яндекс.Метрика” для сбора сведений об использовании Сайта. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике конфиденциальности персональных данных.

Соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Возникла проблема с подтверждением, попробуйте перезагрузить страницу